Телефон в Красноярске:

(391) 206-21-10

Интересные публикации об образовании

Высшее образование как жизненный стандарт

Лекция Ярослава Кузьминова, ректора НИУ ВШЭ

29 октября 2012 

<...> Люди, которые оказываются в университете, оказываются в нем с совершенно разными установками, совершенно разными намерениями. И вообще думают о себе: кто я такой? – в общем, с достаточно разными коннотациями. Является ли современный университет чем-то единым? Казалось бы, когда у нас больше 75% выпускников школы немедленно идет учиться в вузы – университет потерял признак элитарности, особенности <...>.

Это, в общем-то, феномен не только России, это феномен всех развитых стран с большой образовательной системой – высшее образование стало социально обязательным, если вы живете в городе. Понятно, что если вы живете в лесу, то вы можете в принципе не учиться, а просто договориться с местными животными. Но если вы живете в городе, то вам нужно окончить вуз. Вам нужно окончить вуз, потому что вы приобретаете в нем умение разговаривать, умения разговаривать самые разные: от английского, который вам недодают в школе, до того набора культурных знаков, которые дает философия, продвинутая история, которая тоже преподается в вузах. В конце концов, вы получаете более культурный и образованный круг людей, с которыми вы каждый день общаетесь. В университете учат не только преподаватели, и честно скажу – не столько преподаватели, в университете учит среда и качество среды, которая собралась в университете – тот состав студенческой аудитории, который собирается в Высшей школе экономики или каком-то другом вузе, производит определяющее воздействие на качество университета и нашего с вами социального самочувствия в нем.

<...> В принципе, в обитании в университете есть большой кайф, и этот кайф состоит в том, что вы начинаете реализовывать целых три новых для себя после школы вещи. Во-первых, вы ощущаете, что такое свобода. <...> Свобода – это реализуемая вами возможность выбора. Перескочив из школы в вуз, вы начинаете отвечать за себя и выбирать. И если бы вы из школы пошли на производство, то у вас бы этого не было. И если бы вы пошли в такой стандартный техникум, у вас бы такого не было, не из чего было бы выбирать, потому что все за тебя решили. Большой университет, богатый людьми, предоставляет возможность выбора, и студент его может официально реализовать, записавшись на те или иные курсы. А может его и неофициально реализовать, выбрав для себя те или иные клубы, круги общения.

То есть вы попадаете в широкую среду. И эта среда организована в университете не иерархическим образом. Еще одна особенность университета по отношению к школе, корпорации, фирме – университет организован на горизонтальных связях. Горизонтальные связи значат гораздо больше, чем ваше служебное положение. Согласитесь, что вы – студент 1 курса – не видите, почему студент 3 курса главнее вас. Он и не главнее, и студент 3 курса и не чувствует, что главнее его преподаватель. Преподаватель пришел для того, чтобы с ним разговаривать. Если это нормальный университетский преподаватель, то он никогда не будет вести себя, как фельдфебель или начальник цеха. Поэтому второе, что вы получаете в университете, – это ощущение мощи горизонтальных связей, мощи демократии, если хотите. <...>

И третье, чем характерен университет, – он дает вам ощущение радости от творчества. Для чего человек работает? Традиционный ответ: для того, чтобы заработать деньги или сделать карьеру. А для чего тебе делать карьеру или зарабатывать деньги? Для того, чтобы получить от них удовольствие. А карьера для чего? Для того, чтобы меня уважали, опять же для того, чтобы получать удовольствие. Человек хочет удовлетворить какую-то свою потребность. Он хочет, в общем-то, получить удовольствие. Ну, есть мазохисты, но наверное, не большинство. Вот университет знакомит вас с удовольствием, которое доступно не всем. Это удовольствие от творческой работы, удовольствие быть креативным человеком. Оно, в общем, достаточно давно обсуждается, с ХIХ века. И что это такое? Человек постоянно делает что-то новое. Человек не регламентирует своих действий. Он свои действия сам планирует.

<...> Сектор творческого труда резко вырос в последнее время, и университет – это очаг творческого труда, очаг того нового общества, о котором люди мечтали, начиная с ХVIII–ХIХ века, где все люди будут заниматься только приятным делом. Как сказал один физик: представляете себе, эти парни позволяют мне заниматься таким интересным делом и еще платят за это деньги.

Но вот эта особенность университета начала сглаживаться с годами. Она была очень яркой, когда питомцев в университете было мало. Если человек был горным инженером, то его всегда уважали уже потому, что он горный инженер, – у него была долевка, он мог снимать дачу, кухарку нанимать и т.д. То есть он относился к очень возвышенному правящему классу. Инженер в 80-е годы ничего этого не имел. И он потерял свою убежденность в том, что он представитель такой замечательной профессии. Мне кажется, что мы с вами находимся на некотором переломном этапе в отношениях между университетом и обществом. <...> Университет потерял свою уникальность как место творческого свободного труда. <...> Возникла огромная конкуренция для университета как для места, привлекательного для людей, которые любят свободу и самовыражение. И это серьезное основание для того, чтобы университет вырождался. Это серьезное основание для того, чтобы люди теряли веру в университет. И это на наших глазах происходит в России, и не только в России. Подход утилитарный к университетскому образованию, когда ты к 3-му курсу понял, что ты все-таки пришел за дипломом…

<...> Что произошло в конце 80-х годов и в начале 90-х годов? Финансирование науки и образования, университетов и школ упало в реальном выражении – я подчеркиваю, что именно в реальном выражении, – больше, чем в три раза. Результат какой? Люди, которые являются креативными профессионалами, стали получать в сумме меньше того, что их заставляло бы оставаться в университетах, клиниках и школах. И те, кто могли уйти и устроиться в другие места, ушли. Да, замечательно, что ты занимаешься интересным делом, но вообще у тебя есть семья, ты должен за квартиру платить, тебе в принципе в театр надо ходить, книжки покупать. Если тебе на это не хватает денег, то, естественно, такой контракт тебе не нужен. Да, ты был согласен на меньшие деньги в сочетании со свободой, но ты не согласен на нищенскую зарплату в сочетании со свободой, потому что ты не можешь даже подкрепить себя как профессионал. Не говоря о том, что просто тебя никто не уважает, начиная с тещи.

<...> Да, формально, кто является собственником университета? Государство. Где-то там миллионер какой-то основал, а у нас государство. А государство сильно понимает, как надо руководить университетом? В общем, могу сказать вам, я за 20 лет работы ректором не получал ни одного учредителя, содержательного для вуза. Отчетностью интересовались, а вот как учить и кого нанимать – ни разу не было за 20 лет.

И это вполне естественно, потому что государство абсолютно не знает, как вести себя с вузами.

<...> Не может государство понять, хороший вуз или нет. Оно в отчаянии пытается увеличить отчетность, то есть пытается фиксировать видимую часть айсберга. Но видимая часть маленькая, мы ее нагружаем отчетностью – и айсберг еще сильнее тонет. А реально университет имеет контракт. <...> Когда мы говорим о контракте, мы говорим, во-первых, о контракте с обществом, а не с государством. Государство – это формальный представитель общества. <...> Что государство держит этот огромный прием в вузы? Это общество прижало его к стене. Поэтому речь может идти только о том, что называется общественным контрактом, общественным договором. Это то, что не пишется на бумаге, но во что верит каждый, и этот общественный договор опосредуется договором профессионального сообщества.

И вот здесь у нас тоже есть проблемы. Договор с профессиональным сообществом нормальный – он должен быть международным. Условно говоря, если ты ученый, то ты должен быть ученым и в глазах людей, твоих коллег из Англии или Германии. А если ты только в данном университете ученый, или в соседней области ученый, то, соответственно, это большие проблемы. И еще одна проблема наших университетов – это провинциализм. Не так давно, 5 лет назад, на спор было проанализировано 40 докторских диссертаций – авторам которых уже была присуждена ВАКом ученая степень доктора экономических наук по, наверное, самому сложному и математизированному разделу – математический анализ экономики. Беспристрастные международные эксперты нашли научную новизну ровно в 4 из этих 40. Вот состояние академического сообщества в нашей стране. И в этом отношении мне кажется, что этот контракт с государством – вряд ли кто-то его всерьез рассматривает. Видите ли, если бы государство было дееспособно как хозяин университета, я вас уверяю, у нас были бы совершенно другие университеты. И, думаю, они были бы не лучше.

<...> Что дает легкий университет? Во-первых, я вам скажу парадоксальную вещь – в России он дает законченное школьное образование.

Если в большинстве стран мира в школе учатся 13 лет, то у нас 11. Они раньше поступают, позже заканчивают. Они несколько иностранных языков на уровне разговорном спокойно осваивают в школе. Они осваивают экономику, они осваивают право, начала социальной философии или натурфилософии. Все это в старших классах школы осваивается. Знаете, почему везде бакалавриат 3 года, а у нас 4? Не потому, что мы лучше учим, а потому, что в этот год мы лихорадочно пытаемся додать то, что наша школа не дала людям. Ни в одном вузе, кроме языковых, за рубежом не изучается язык иностранный. Это проблема школы. Считайте, что целый год уходит на нормальное изучение языка.

Поэтому спрос на высшее образование – это спрос абсолютно закономерный в России. С ним не то, чтобы нельзя ничего сделать, с ним не надо ничего делать. Ни Путин, ни Медведев, ни Зюганов, и даже ни Жириновский, и даже вновь назначенный полпред президента в Уральском федеральном округе, товарищ Холманских – все равно ничего не сможет сделать с законным желанием наших семей, чтобы их ребенок имел нормальную путевку в будущее. Нормальный уровень социализации. Вот этот нормальный уровень социализации и есть минимум два курса вуза, которые все учатся, и он реально нужен. <...>

Полный текст лекции: http://polit.ru/article/2012/10/17/kuzminov/

Лекция Ярослава Кузьминова, ректора НИУ ВШЭ

Источник информации EDUNEWS

  Смотрите также другие разделы сайта

 
3 ноября 2024 г.
Поздравляем с Днём народного единства! В этот день мы вспоминаем насколько мы все похожи, многочисленные народы едины, и только любовь, взаимоуважение, приведёт к миру и гармонии. Желаем процветания, счастья в дружбе и радости!
16 октября 2024 г.
С 28 октября по 3 ноября 2024 года в Сибирском федеральном университете пройдёт Неделя открытых дверей. Регистрация на мероприятие уже открыта. Абитуриентов и их родителей ждут: знакомство с институтами; экскурсии по корпусам, кампусу и городу; встречи с руководством университета; ответы на все вопросы абитуриентов и их родителей. Кроме того, гостей ждёт квестовый формат с крутыми призами, которых хватит не на всех. Подробности будут позже.  
1 сентября 2024 г.